- Новости науки со всего света

Ошибочка вышла: учёные отозвали статью о риске ранней смерти первых в мире ГМ-близнецов

Взаимосвязь между риском ранней смерти и мутациями в гене CCR5 не была обнаружена в повторных анализах данных различных групп населения трёх стран.

Иллюстрация Global Look Press.

Многие специалисты в области редактирования генов осудили Хэ Цзянькуя за эксперименты с человеческими эмбрионами, посчитав их опасными, неэтичными и морально неоправданными.

фото Global Look Press.

Для научного сообщества года. Напомним, в ноябре 2018 года учёный заявил, что отредактировал гены человеческих эмбрионов с использованием технологии CRISPR. В результате на свет появились первые в мире генетически модифицированные дети – близнецы.

"Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали о беспрецедентном случае и о скандале, который разразился незамедлительно. Уже спустя месяц после рождения ГМ-близнецов правительство Поднебесной решило усилить контроль над неэтичными исследованиями, а в отношении Хэ Цзянькуя возбудили расследование.

В марте 2019 года 18 авторитетных учёных призвали ввести глобальный мораторий на все клинические применения технологии редактирования человеческих зародышевых линий для создания ГМ-детей.

Спустя три месяца масла в огонь подлила новая публикация в издании Nature Medicine. Её авторы сообщили, что "правки", которые Хэ Цзянькуй внёс в геном близнецов, повышают риск смерти в возрасте до 76 лет на 21%.

Стоит пояснить, что китайский учёный работал с ДНК эмбрионов, подготовленных для процедуры искусственного оплодотворения. Он внёс изменения в так называемый ген ВИЧ-уязвимости под названием CCR5.

Ранее было доказано, что естественная генетическая мутация в этом гене, известная как CCR5-delta 32, делает организм устойчивым к вирусу иммунодефицита человека, блокируя выработку белка, который помогает ВИЧ заражать иммунные клетки.

Хэ Цзянькуй попытался воспроизвести эту специфическую мутацию посредством методики CRISPR. В результате модификаций запустились делеции (хромосомные перестройки), которые инактивировали белок CCR5.

У одной из девочек, родившихся после этого вмешательства, были изменения в обеих копиях гена CCR5 (так называемая гомозиготная мутация), а у другой – в одной.

фото Global Look Press.

Чтобы выяснить, какие последствия может иметь такое "нововведение", Расмус Нильсен (Rasmus Nielsen) и Синьчжу Вэй (Xinzhu Wei) из Калифорнийского университета в Беркли проанализировали генетические и медицинские данные, хранящиеся в базе UK Biobank.

Выяснилось, что люди с двумя мутантными копиями гена CCR5 имеют значительно более высокий уровень смертности в возрасте от 41 до 78 лет, чем люди с одной мутантной копией либо те, у кого вообще нет подобных изменений.

Также авторы работы отметили, что в базе UK Biobank было зарегистрировано меньше людей, имеющих гомозиготную мутацию CCR5-delta 32, чем ожидалось. Предполагалось, что это может свидетельствовать о более высоких рисках преждевременной смерти (в британской базе собраны данные мужчин и женщин в возрасте от 40 лет.)

Но теперь дуэт учёных отозвал собственную научную публикацию.

Дело в том, что после её выхода две научные группы (в одну из которых вошли Синьчжу и Нильсен) решили перепроверить полученные данные. Специалисты обратились всё к той же базе UK Biobank и к другим национальным базам данных, однако полученные результаты не совпали с заявленными ранее.

Наиболее вероятная причина таких расхождений – техническая ошибка.

Поясним, что один из способов выяснить, есть ли у человека определённый ген, – использовать шаблон целевой последовательности. Но этот метод не идеален, поскольку некоторые последовательности ДНК могут отображаться некорректно, а значит, не всегда идентифицируются как целевые. И это, безусловно, влияет на итоговый результат.

Недооценив количество людей с гомозиготной мутацией CCR5-delta 32, Нильсен и Синьчжу неверно интерпретировали и само влияние этой мутации, в результате получив некорректную статистику смертности. Кстати, этим можно объяснить и тот факт, что в базе UK Biobank было выявлено подозрительно мало людей с гомозиготной мутацией CCR5-delta 32, признаёт Расмус Нильсен.

Стоит уточнить, что взаимосвязь между риском ранней смерти и обозначенной мутацией не была обнаружена в повторных анализах, где использовали данные различных групп населения из Великобритании (почти 500 тысяч человек), Финляндии и Исландии (ещё около 300 тысяч человек).

Препринты новых исследований опубликованы на сервере bioRxiv: первый и второй.

Тем временем Синьчжу и Нильсен не только назвали свой первоначальный результат ложным, но и признали, что могли бы провести дополнительные тесты, чтобы проверить итоговые данные, но не сделали этого.

Тем не менее отзыв статьи не означает, что редактирование гена CCR5 не несёт вреда. К примеру, известно, что у людей с гомозиготной мутацией этого гена повышен риск заражения некоторыми патогенами, в частности, вирусом лихорадки Западного Нила. А смертность от гриппа среди людей с такими мутациями повышена в четыре раза.

Кроме того, "правки", внесённые в геном близнецов, могли вызвать нецелевые мутации, о которых пока не известно.

В заключение отметим, что до сих пор родители девочек не делали никаких публичных заявлений, а у специалистов не было возможности подробно изучить данные, которые успел собрать Хэ Цзянькуй. После своего скандального заявления, сделанного почти год назад, генетик, как говорится, исчез с радаров. Предполагается, что он всё ещё находится под арестом, который инициировало китайское правительство.