Новый препарат против гриппа ускорил эволюцию вируса — и сделал его невосприимчивым к лекарству

27 ноября 2019

Ученые из Токийского и Висконсинского университетов выяснили, что новый противовирусный препарат балоксавир, который часто применяется для лечения гриппа, кроме борьбы с вирусом ускоряет его эволюцию. Это делает вирусы устойчивыми к этому виду препарата, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Microbiology.

Исследовали проанализировали случай болезни двух японских детей — 11-летнего мальчика и его 13-летней сестры. Первым гриппом штамма H3N2 заразился мальчик, врачи прописали ему курс балоксавира — препарата, который недавно получил разрешение на применение в Японии и США. Препарат блокирует фермент, который отвечает за чтение генома вируса после его попадания в клетку.

В течение трех дней мальчику становилось лучше, а затем у него снова поднялась температура — к тому времени тем же штаммом вируса заразилась и девочка. При этом балоксавир перестал помогать обоим детям.

Исследователи взяли анализы у детей, выделили из них вирусы штамма H3N2 и расшифровали их геном. анализ показал, что исследуемые вирусы выработали неуязвимость к балоксавиру — а в геноме вируса появилась новая мутация. При этом мутация не снизила заражающую способность или болезнетворность вируса — тем не менее, она отвечает за невосприимчивость вируса к препарату.

В заключении ученые предостерегают врачей от массового использования балоксавира, которое может привести к выработке к быстрому распространению неуязвимых штаммов вируса в ближнесрочной перспективе.

Ранее группа ученых из фармацевтической компании Abbott Laboratories впервые с 2000 года выявила новый штамм вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).