- Новости науки со всего света

Учёные определили загадочную болезнь Жан-Поля Марата

Учёные использовали анализ ДНК, чтобы поставить диагноз знаменитому деятелю Великой французской революции Жан-Полю Марату.

фото Global Look Press.

Портрет Жан-Поля Марата.

Иллюстрация Global Look Press.

Так называемые ретроспективные выраженное в принятой медицинской терминологии”>диагнозы являются любимой игрой "путешественников во времени" – учёных, которые, например, любят ставить выраженное в принятой медицинской терминологии”>диагнозы известным историческим личностям. Речь идёт о своеобразных мысленных экспериментах, в которых исследователи используют современные диагностические системы для выявления потенциальных причин заболеваний и смертей известных исторических личностей. И ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о подобных работах.

Теперь же учёные считают, что они разгадали тайну болезни, которая досаждала знаменитому деятелю Великой французской революции Жан-Полю Марату. Он много лет мучался от неизвестного кожного работоспособности”>заболевания.

Чтобы поставить диагноз, специалисты тщательно изучили ДНК, найденную на месте жестокого убийства Марата. Событие произошло более 200 лет назад.

Напомним, что в 1780-х годах бедные парижане стали поддерживать Марата после публикации ряда его работ и издания газеты "Друг народа". Но по этой же причине у него появилось немало врагов.

Многие также знают, что Марат страдал от неизвестного в то время кожного заболевания. Согласно историческим данным, на его коже имелось множество волдырей и гнойных язв, которые отпугивали людей. Некоторые считали, что Марат был болен сифилисом.

Заниматься восстановление здоровья”>лечением недуга у журналиста не было времени, так как из-за его радикальных мнений он подвергался преследованиям недоброжелателей. Революционер годами прятался на чердаках и даже в парижских канализациях, спасаясь от врагов. Но к 1793 году у Марата, наконец, появился постоянный дом и возможность заниматься лечением кожи.

В тот момент недуг заставил Марата стать настоящим отшельником. Он подолгу находился в ванной, пытаясь успокоить свою постоянно зудящую кожу. Там же он часто работал, читал газеты и даже принимал посетителей.

Портрет Жан-Поля Марата.

Иллюстрация Global Look Press.

13 июля 1793 года Марат сидел в ванной и читал газеты, когда в комнату ворвалась Шарлотта Корде и зарезала его кухонным ножом. Он скончался за считанные секунды.

Столь драматическое убийство мгновенно превратило Марата в мученика революции, а его сестра бережно сберегла запятнанные его кровью газеты, сохранившиеся, к слову, до наших дней.

Известному судмедэксперту Филиппу Шарлье (Philippe Charlier) из Университета при госпитале имени Раймона Пуанкаре стало интересно, могли ли пятна крови содержать "генетические подсказки" о состоянии кожи Марата.

К слову, Шарлье получил прозвище "кладбищенским Индианой Джонсом": ранее он исследовал останки Ричарда Львиное обеспечивающий ток крови по кровеносным сосудам”>сердце, череп французского короля Генриха IV, скелет Дианы де Пуатье – фаворитки Генриха II, череп Аньес Сорель – фаворитки Карла VII, и даже "мощи" Жанны д'Арк (которые, к сожалению, оказались костями древнеегипетской мумии кошки).

В этот раз Шарлье взялся за анализ ДНК, в этом им помогли сохранившиеся газеты, которые были забрызганы кровью Марата.

Специалисты воспользовались современными методам криминалистики, чтобы извлечь образец и не повредить драгоценную газету.

Что интересно, команда обнаружила ДНК нескольких патогенов на окровавленной части бумаги. Именно эта находка помогла учёным опровергнуть некоторые инфекции кожи. Скорее всего, этот патоген и был источником страданий известного революционера.

По словам специалистов, в то время медики, к сожалению, не знали это работоспособности и то, как его лечить.

Как отмечают авторы работы, они впервые использовали анализ ДНК, чтобы поставить ретроспективный диагноз. Ранее специалисты также пытались использовать этот метод, но не смогли этого сделать из-за отсутствия разрешения. По этой причине десять лет назад исследователи не провели анализ ДНК, которую можно было получить из сердца композитора Фредерика Шопена. ( обеспечивающий ток крови по кровеносным сосудам”>сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.) Впрочем, это не помешало специалистам впоследствии поставить диагноз композитору: туберкулёз.

Препринт научной работы опубликован на сайте bioRxiv.

Также авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о другом исследовании, проведённом под руководством исторического "сыщика": в печатях Карла Великого и его предшественников нашли королевские волосы.

Писали мы и о том, как генетические тесты помогают раскрывать тайны целых народов и отдельных исторических личностей. Более того, недавно учёные впервые восстановили ДНК давно умершего мужчины, даже не имея его останков.