Ученые открыли основу сверхпроводника, работающего при комнатной температуре

Святослав
Иванов

Святослав
Иванов

Ученые открыли основу сверхпроводника, работающего при комнатной температуре. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу Национальной лаборатории в Оак-Ридж (ORNL).

За последние годы физики создали несколько новых типов сверхпроводников, работающих при очень высоких температурах. Недавнее исследование профессора Сколтеха Артема Оганова показало, что к таким высокотемпературным сверхпроводникам относятся и соединения водорода с элементами с особой структурой электронных оболочек. К их числу относятся уран, актиний, лантан, иттрий, натрий и другие металлы.

«Открытие материала, проводящего ток без потерь при комнатной температуре и давлении, было главным святым Граалем физики на протяжении многих десятилетий. Мы надеемся, что гидрид ванадия и циркония, недорогой и стабильный материал, можно будет приспособить для создания вещества с подобными характеристикам».

профессор университета Иллинойса в Чикаго Расселл Хемли, соавтор работы.

сейчас перспективные сверхпроводники, такие как декагидрид лантана (LaH10), начинают проводить электричество без потерь уже при минус 13 градусах Цельсия. Однако для этого их нужно сжать до полутора миллионов атмосфер, что не позволяет встраивать его в электронику и электросети.

Группа ученых под руководством Раселла Хемли изучила структуру гидрида циркония и ванадия (ZrV2Hx) при помощи установки VISION, вырабатывающей пучки нейтронов. Наблюдая за тем, как эти частицы отскакивали от атомов, ученые определяли, как устроены гидриды изнутри и как плотно были упакованы атомы водорода внутри них.

Оказалось, что среднее расстояние между атомами водорода в данном соединении было в полтора раза меньше так называемого предела Свитендика, минимальной дистанции между атомами, допускаемой теорией для соединений водорода и металлов. Эта особенность позволяет в будущем создать сверхпроводники, которые будут проводить ток при комнатной температуре и без специального давления. Кроме того, такие вещества позволят ученым проверить теорию «холодного ядерного синтеза», однако для этого нужны дальнейшие исследования ZrV2Hx.